1.
Жертвоприношение.
Аполлон-1
К началу 60-ых годов 20-ого
века Америка была шокирована неожиданным собственным отставанием от
СССР в космосе. Через полтора месяца после полёта Гагарина, 25 мая 1961
года, президент США Джон Кеннеди выступая перед общим собранием двух
палат Конгресса с обращением, названным «Неотложные нужды
нации», поставил перед американцами национальную цель -
совершить пилотируемый полет на Луну с высадкой человека на ее
поверхность до конца десятилетия.
Президент сказал:
"...я считаю, что наша страна должна взяться за достижение цели
— до конца этого десятилетия отправить человека на Луну и
благополучно вернуть его обратно. Ни один космический проект в этот
период не будет более впечатляющим для человечества и более важным для
перспективного исследования". Америка решила
восстановить свой престиж, осуществив грандиозную лунную программу,
получившую название «Аполлон». Нация без
раскачки взялась за работу. С нуля было разработано семейство
ракет Сатурн, построен для них космодром, создан новый
космический корабль Аполлон, способный летать как на орбиту Земли так и
за её пределы. В 1966 году состоялись три пуска ракеты
Сатурн-1Б с первыми беспилотными кораблями серии Аполлон.
Не прошло и 6 лет с момента постановки лунной цели, как было создано
всё
необходимое для первого испытательного полёта в космос трёх астронавтов
на новом космическом корабле Аполлон-1, была назначена дата старта - 21
февраля 1967 года, был выбран основной и дублирующий экипаж и эмблема
миссии:
В основной экипаж Аполлона-1 были назначены: опытнейший Virgil Grissom
(уже совершивший 2 космических рейса), Edward White (первый
американец,
шагнувший за борт космического корабля) и ранее не летавший Donn Eisele.
В дублирующий экипаж были назначены: James McDivitt, David Scott и Roger Chaffee. Но
вскоре
на тренировках Eisele повредил плечо и его место в основном экипаже
занял Chaffee, а освободившееся место в дублирующем экипаже занял Rusty
Schweickart. Именно в таком составе первый
экипаж Аполлона-1 и
провёл основной объём предполётных тренировок:
На следующем снимке оба экипажа вместе (основной экипаж в первом ряду,
дублирующий - Scott, McDivitt, Schweickart во втором):
Официальный предполётный снимок основного экипажа Аполлона-1:
Работе со средствами массовой информации уделялось серьёзное внимание,
астронавты часто и с удовольствием фотографировались:
Съёмка происходила в самых разных местах, и на фоне стартового
комплекса и на фоне отсека экипажа:
И снова на фоне стартовых сооружений:
И снова возле своего корабля:
В Центре пилотируемых космических полётов (ныне Космический Центр им.
Джонсона) состоялась прессконференция, на которой его первый
директор Robert Gilruth официально представил экипаж Аполлона-1:
С этим историческим снимком мне пришлось изрядно повозиться (Эд Уайт
почему-то сидел
слишком далеко от стола и на него падала тень Роджера Чаффи),
но фотошоп и тут выручил. Обратите внимание на костюмы
астронавтов. По окончании пресконференции они сфотографировались возле
ЦПКП:
И на его ступенях:
Съёмки происходили и во время многочисленных предполётных тренировок:
И в бассейне:
Там отрабатывались операции по эвакуации экипажа из командного отсека
после приводнения по завершении космического полёта:
Такие тренировки происходили не только в бассейне, но и в открытом море:
На следующем снимке астронавты Гриссом, Уайт и Чаффи в редкие минуты
отдыха:
Чаще всего предполётные тренировки происходили в кабине корабля
Аполлон-1:
На снимке экипаж в кабине корабля Аполлон-1:
На снимке астронавты в автобусе по дороге домой после тренировок:
Для астронавтов Аполлона-1 были созданы новые скафандры с уникальными
шлемами, которые больше никогда не использовались:
Впрочем, астронавтов снимали не только в профессиональной, но и в
гражданской одежде:
И не только в узком кругу, но и в расширенном составе двух экипажей:
У астронавтов возникало много вопросов и замечаний, которые они
обсуждали между собой, а некоторые докладывали лицам, отвечавшим за
подготовку предстоящего испытательного полёта. Особенно много
претензий высказывал опытный Вирджил Гриссом. Он был героем
американской астронавтики и видимо чувствовал особую ответственность за
успех предстоящего полёта. С его мнением о том, что
недоработок у нового корабля недопустимо много, были согласны и другие
члены экипажа. Они сделали следующий снимок, чтобы заявить менеджеру
НАСА, отвечавшему за подготовку полёта: "Не то, чтобы мы не доверяем
вам, Джо (Joseph Shea), но на этот раз мы
решили обратиться в высшую инстанцию
через вашу голову".
Вряд ли эта молитва была искренней. На столе ведь не распятие
и не библия лежит. На что же уповают Уайт, Гриссом и Чаффи? Похоже, -
на
творение инженеров... А ведь недаром сказано: хочешь рассмешить Бога,
расскажи ему о своих планах. На кораблях «Аполлон»
использовалась атмосфера, состоящая из чистого кислорода при пониженном
(0,3 атм) давлении. Ее выбрали вместо близкой по составу к воздуху смеси, так как чистый кислород
давал выигрыш по массе: из-за пониженного давления герметичная
конструкция корабля становилась существенно легче, из-за простого
состава среды упрощалась и облегчалась система жизнеобеспечения. Кроме
того, упрощался и ускорялся выход в открытый космос. Скафандры при
пониженном давлении и использовании чистого кислорода становились
заметно легче и проще, люди меньше уставали в них благодаря пониженному
давлению, находиться вне корабля в них можно было дольше, чем при
использовании кислородно-азотной смеси. Но люк кабины экипажа
получился двойным, сам люк открывался внутрь, а его крышка открывалась
наружу:
Быстро выбраться из кабины экипаж через такой люк просто не мог.
Сравните с тем, что в итоге применялось на всех следующих
кораблях серии Аполлон:
27 января 1967 года экипажу предстоял тест по имитации старта, до
которого оставалось меньше месяца. Корабль был установлен на ракету
Сатурн-1Б, экипаж должен был занять в нём штатные места и проделать все
те операции, которые сопровождали реальный старт корабля в
космос. Полёт Аполлона-1 должен был стать первым пилотируемым
испытательным
полетом командного модуля (CSM) на околоземную орбиту. Планировалось
испытать операции запуска, работу стартовых систем всего комплекса
"Сатурн-Аполлон" и отслеживание корабля наземными станциями контроля.
Полет должен был продлиться до двух недель. После двухчасовой задержки
по техническим причинам экипаж поднялся в корабль:
Астронавты заняли свои штатные места в кабине экипажа:
Было около часа дня, когда начался тест по имитации старта. Проходил он
при постоянных неполадках и подолгу прерывался – то связь
отключалась, то Гриссом замечал странный запах в кабине, и тренировку
приходилось останавливать. Около 18:30
датчики зафиксировали скачок напряжения (вероятно, при коротком
замыкании). Через 10 секунд Уайт прокричал в микрофон «У нас
пожар в кабине!». Утверждают, что Уайт, обладавший
феноменальной физической силой, пробрался к люку в отчаянной попытке
его открыть. Но из-за пожара давление в кабине намного выросло и
открыть люк внутрь стало невозможно. Астронавты оказались в самой
настоящей западне. Ещё через несколько секунд
работники космодрома услышали из динамиков крик Чаффи «Я
горю! Вытащите нас отсюда!», связь прервалась, а командный
модуль не выдержал внутреннего давления и лопнул, после чего
герметичность нарушилась и пожар прекратился.
Подоспевшие к командному модулю техники (среди которых даже не было ни
одного врача) уже не смогли ничем помочь астронавтам – весь
экипаж был мертв. По данным состоявшейся позже экспертизы астронавты
отравились ядовитыми
продуктами горения пластиковых материалов.
Никогда прежде космос не требовал таких жертв. Американцы к 1967 г.
успешно завершили две программы пилотируемых полётов в космос: Меркурий
и Джемини. И вот третья программа началась с жуткой трагедии.
Вместо того, чтобы кротко покориться людям, Луна неожиданно потребовала
от них жервоприношения. Все близкие, друзья и знакомые астронавтов были
просто убиты горем.
Совсем недавно сотрудники проектной группы командного модуля из
компании North American Aviation сфотографировались вместе с
астронавтами на память:
И вот этот снимок уже принадлежит Истории. Тут же вспомнили,
что ещё в декабре 1966 года, за месяц до трагедии, известная
предсказательница
Джейн Диксон предупреждала Джин Стаут (жену начальника отдела
по управлению пилотируемыми космическими полетами), что астронавтам,
которые готовятся к полету на Луну, грозит гибель. Но не
слушают пророков в их отечестве и вот результат:
Программа Аполлон была приостановлена и подвергнута пересмотру. В
конструкцию корабля были внесены многочисленные улучшения, повышавшие
его надёжность и безопасность (позже это пригодилось экипажу
Аполлона-13). Воспламеняющиеся материалы были заменены на огнестойкие и
несгораемые. Нейлон, который использовался в скафандрах предыдущего
типа на "Аполлоне-1" (и расплавился при пожаре), был заменен на
несгораемую тугоплавкую ткань из стекловолокна, покрытую тефлоном,
специально разработанную и получившую название "Beta
Cloth". Было устранено 1407 различных проблем с
электропроводкой. Пусковой комплекс 34 был использован только для
запуска корабля Аполлон-7, и в дальнейшем был демонтирован.
На сохранившемся его основании установлены мемориальные доски:
И ещё:
Очередные номера американских журналов вышли с фотографиями астронавтов
на обложках:
Дэвид Скотт, находившийся в составе дублирующего экипажа Аполлона-1,
став командиром Аполлона-15 летом 1971 года тайно доставил на Луну
список 14 павших астронавтов и космонавтов и маленькую фигурку
астронавта работы бельгийского художника Paul Van Hoeydonck:
Пройдут века, но
память о героях, отдавших свои жизни для того, чтобы воплотить в
реальность самые дерзкие мечты людей, будет жива всегда.
Командир Аполлона-17 Юджин Сернан (ушедший в вечность в начале 2017
года) был дружен с Роджером Чаффи. До последних дней Сернан был верен
памяти о своих товарищах и распространял открытки с их автографами, а в
его биографическом фильме "Последний человек на Луне" есть 4-минутный
фрагмент, посвящённый памяти экипажа Аполлона-1.
|