3. Три беспосадочных миссии

Аполлон-8. Первый полёт людей к Луне

«Аполло́н-8» — второй пилотируемый космический запуск в рамках американской космической программы «Аполлон». В результате этого полёта люди впервые достигли окрестностей другого небесного тела, Луны, и вышли на низкую окололунную орбиту. Полёт ознаменовал начало новой эры в исследованиях космоса и в истории человечества. В ходе него люди впервые покинули околоземное пространство и увидели свою планету целиком издалека, впервые покинули гравитационное поле Земли и оказались в гравитационном поле её спутника, впервые подверглись воздействию солнечной радиации за пределами магнитного поля Земли, впервые собственными глазами увидели обратную сторону Луны и восход Земли над лунным горизонтом, впервые временно оказались (находясь за лунным диском) в состоянии, когда с Землёй не было никакого контакта, и впервые вошли в атмосферу Земли на второй космической скорости.

Первоначально и задачи полёта были иными и состав экипажа был другим и эмблема мисии выглядела иначе. Однако к концу 1968 года лунный модуль был не готов лететь даже на орбиту Земли, а у назначенного в экипаж Майкла Коллинза случилась грыжа шейного отдела позвоночника, после чего он лёг на операцию и ещё 3 месяца ходил в шейном корсете. Пришлось заменить его на дублёра - Джеймса Ловелла.


Именно Ловелл в результате и нарисовал эскиз той эмблемы, которая стала официальным символом первой внеземной экспедиции. Кроме того две советские черепахи в сентябре 1968 года первыми из живых существ облетевшие Луну (на корабле Зонд-5) заставили NASA изменить свои планы, чтобы оно смогло опередить советских космонавтов, готовившихся отправиться в облёт Луны вслед за черепахами.

Основной экипаж корабля Аполлон-8:
Фрэнк Борман — командир (2-й космический полёт)
Джеймс Ловелл — пилот командного модуля (3-й космический полёт)
Уильям Андерс — пилот лунного модуля (некоторые функции) (1-й космический полёт)




Предполётные фотографии астронавтов Аполлона-8, предназначенные для мировых средств массовой информации:







Подготовка астронавтов к первому полёту за пределы гравитационного притяжения Земли была длительной и интенсивной:





















Старт «Аполлона-8» с астронавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом на борту состоялся 21 декабря 1968 года в 12 часов 51 минуту по Гринвичу, на 65 секунд позже расчётного времени. Корабль вышел на геоцентрическую орбиту, близкую к расчётной. Это был первый пилотируемый старт трёхступенчатой ракеты-носителя «Сатурн-5». До этого она была дважды испытана в беспилотных полётах (Аполлон-4 и Аполлон-6).






После выхода последней ступени ракеты-носителя с кораблём на начальную геоцентрическую орбиту, наземные службы и экипаж в течение примерно двух часов производили проверку бортовых систем и убедились в их исправности. После чего двигатель последней ступени ракеты-носителя был включён для перевода корабля на траекторию полёта к Луне в 2 часа 50 минут 31 секунду полётного времени и проработал 317 сек. Факел от работы двигателя (космическую медузу) визуально наблюдали на Гавайских островах в предрассветные часы.



Корабль включал в себя только основной блок (масса - 28,9 т.) в составе: командный отсек (СМ-103) и служебный отсек (SM-103). Вместо лунного модуля на носителе был установлен макет. Для запуска использовалась ракета Сатурн-5 (образец AS-503). Это был первый экземпляр ракеты, использовавшийся для запуска пилотируемого корабля. Цель полёта — комплексные испытания основного блока с выводом на селеноцентрическую орбиту. Полёт обеспечивал США приоритет в достижении орбиты Луны пилотируемым кораблём. Это был серьёзный рывок вперёд в «лунной гонке».

Предусматривались лётные испытания модифицированной ракеты-носителя, проверка способности третьей ступени ракеты-носителя обеспечить перевод корабля с геоцентрической орбиты на траекторию полёта к Луне, испытание узлов и агрегатов командного модуля в условиях полёта к Луне, телевизионные передачи с борта и фотографирование поверхности Луны. Глобальная трансляция Аполлона-8 представляет собой первый из тех немногих моментов, когда люди были единены в праздновании своего общего достижения.


Миллиардная телеаудитория впервые увидела свою планету, плавающую в чёрной пустоте бескрайнего космоса. Зрители увидели все человеческое существование на одном изображении - это был серый шар Земли, плавающий в пустоте вакуума (телекамера на Аполлоне-8 была монохромной). Трепет, удивление и ужас ощущались в тот момент, когда ТВ показало космическое ничтожество человечества. 



После выхода на траекторию полёта к Луне Борман развернул ступень с кораблём так, чтобы корабль был обращён передней частью к Солнцу, что обеспечивало необходимое освещение при предстоящем фотографировании. В 3 часа 21 минуту полётного времени корабль отделился от ступени, развернулся на 180° и в течение некоторого времени совершал с ней групповой полёт. Астронавты фотографировали ступень и установленный на ней макет лунного модуля.

Разрешение на переход на селеноцентрическую орбиту астронавты получили в 68 часов 04 минуты полётного времени. Примерно через час корабль зашёл за Луну, на расстоянии примерно 126 км от неё был включён основной двигатель, который проработал 246,5 секунды и перевёл корабль на эллиптическую селеноцентрическую орбиту с высотой периселения 113 км, высотой апоселения 312 км и периодом обращения 2 часа 10 минут. Пульс Бормана в период работы двигателя поднялся до 130 ударов в минуту.


Полёт к Луне продолжался менее трёх суток, 66 часов 16 минут и 21,79 секунды. Корабль вышел на окололунную орбиту в рождественский сочельник, 24 декабря и оставался на ней в течение 20 часов 10 минут и 13 секунд, сделав 10 витков вокруг Луны. Астронавты проверяли работу систем корабля в условиях окололунного пространства, впервые фотографировали поверхность Луны с близкого расстояния, уделяя первостепенное внимание местам будущих лунных посадок, вели телетрансляции и отслеживали навигационные ориентиры.


На семьдесят втором часу полёта был проведён третий телевизионный сеанс. Астронавты показывали Луну. В 73 часа 35 минут, совершив два витка по эллиптической селеноцентрической орбите, астронавты произвели включение основного двигателя корабля, который проработал 9 секунд и перевёл корабль на почти круговую орбиту с высотой периселения 112,1 км, высотой апоселения 112,7 км и периодом обращения примерно 2 часа. Во время полёта по круговой орбите астронавты продолжали съёмку Луны, Земли и навигационные эксперименты. На шестом витке Борман приказал прекратить все эксперименты в связи с переутомлением экипажа.










AS8-14-2383HR.jpg  Снято на третьем витке вокруг Луны. Восход Земли над линией горизонта Луны (Earthrise) можно наблюдать только двигаясь по орбите ИСЛ. Из-за синхронного вращения Луны вокруг Земли и вокруг собственной оси Земля в небе Луны выглядит с её поверхности неподвижной. Два кратера, видимые на изображении, были названы МАС в 2018 году: 8 Homeward и Anders' Earthrise.




В 85 часов 40 минут полётного времени был проведён четвёртый телевизионный сеанс. В связи с большим интересом, проявлявшимся к этому сеансу, он продолжался двадцать пять минут вместо запланированных двадцати. Астронавты показывали Луну, сопровождая показ комментариями. Затем Борман сказал, что у них есть послание для всех жителей Земли. Члены экипажа по очереди прочли отрывок из первой главы Библии Быт. 1:1—10, затем Борман, завершая сеанс, произнёс: «От имени экипажа мы заканчиваем трансляцию пожеланиями спокойной ночи, удачи, счастливого Рождества и благослови Господь всех вас там, на прекрасной Земле», после чего корабль в последний раз зашёл за Луну.

На десятом витке, в период отсутствия радиоконтакта, в 89 часов 19 минут полётного времени был включён основной двигатель для обеспечения перехода на траекторию полёта к Земле. Радиосигнал от корабля был зарегистрирован на Земле в расчётное время, но возобновление голосовой связи произошло на 6 минут позже, что создало большую напряжённость в центре управления полётом. После восстановления радиоконтакта, в связи с наступающим Рождеством, Борман шутя заявил: «Пожалуйста, имейте в виду, что здесь присутствует Санта-Клаус», на что находящийся на связи астронавт Томас Маттингли ответил: «Ну, вам, без всякого сомнения, виднее…».


На трассе «Луна — Земля» астронавты много времени отдыхали: сказывалось нервное напряжение и переутомление. Андерс заснул на 45 минут во время своего дежурства. На траектории полёта к Земле была проведена всего одна коррекция — на сто пятом часу полёта, когда корабль находился на расстоянии 310000 км от Земли. Вскоре после этого был проведён пятый телевизионный сеанс. Астронавты показывали Землю, а также оборудование кабины, сопровождая показ комментариями. На сто двадцать восьмом часу полёта был проведён последний сеанс телевизионной передачи с борта. Астронавты показывали Землю с расстояния примерно 180 000 км.


В 146 часов 31 минуту полётного времени произошло отделение отсека экипажа от двигательного отсека командного модуля, и последний с помощью вспомогательных двигателей был отведён от отсека экипажа, после чего отсек экипажа вошёл в атмосферу. Пропадание радиосигнала продолжалось 6 минут. Тормозные парашюты раскрылись в 146 часов 54 минуты полётного времени.




Приводнение отсека экипажа произошло в Тихом океане юго-западнее Гавайских островов в точке с координатами 8°08′ с. ш. 165°01′ з. д. в пяти километрах от авианосца «Йорктаун». Полёт продолжался 147 часов 00 минут 11 секунд. При приводнении отсек экипажа перевернулся днищем вверх, но с помощью надувных баллонов-поплавков был быстро установлен в расчётное положение (днищем вниз). Вертолёт достиг отсека почти сразу же после приводнения и завис над ним, освещая его прожектором. Спасательные операции начались только с рассветом, то есть примерно через 35 минут после посадки.


Астронавты открыли люк, были подняты на борт вертолёта и доставлены на авианосец через 1 час 16 минут после приводнения. Отсек экипажа также был поднят на борт авианосца.



NASA объявило об исключительном успехе полёта. Основными достижениями считаются: проведение детальной разведки лунной поверхности, что было чрезвычайно важно для планирования высадки астронавтов на Луну; демонстрация способности командного модуля корабля совершать сложные космические полёты с большим удалением от Земли практически без отказов и неисправностей; демонстрация безопасности таких полётов
для экипажа; получение большого количества важной информации и резкое увеличение популярности космической программы NASA в США и за границей. На лунной орбите экипаж провёл 20 часов, совершив 10 витков.







1968-й год был високосным и изобиловал мрачными событиями: трагедия Сонгми, гибель Гагарина, убийство Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди, студенческие волнения во Франции, конец Пражской весны под гусеницами советских танков, захват власти в Панаме нац-гвардией и т.д и т.п. Борман говорит, что помнит одну телеграмму от незнакомого отправителя, которая гласила: «Спасибо, Аполлон-8. Вы спасли 1968 год» Эти слова доставили ему больше радости, чем разглядывание Луны. Журнал "TIME" это по сути лишь подтвердил.



Письмо, которое принадлежит Саймону Бургину, спичрайтеру, журналисту и международному консультанту, работавшему в 1960-х и начале 1970-х сотрудником по научной политике в Информационном агентстве США. На снимке скан этого письма, которое Бургин отправил Борману 13 декабря 1968 года, где он предлагает астронавтам прочитать первые строки Книги Бытия, описывающие сотворение мира.


Желающим подробнее познакомиться с эпохальной миссией Аполлона-8 могу порекомендовать следующие источники дополнительной информации: На Ютубе выложен фильм "Apollo 8 Full Mission", 42 серии, каждая длиной примерно по часу. Джеффри Клугер написал замечательную книгу "Захватывающая история первого полёта к Луне". Эту книгу в переводе Игоря Лисова (в формате PDF) вы можете скачать прямо сейчас по этой ссылке.