Частный полёт к Марсу:


вдохновение ИЛИ безрассудство?


    Денис Тито - первый космический турист, в апреле 2001 года за свои деньги совершивший визит на МКС, предложил проект беспосадочного полёта к Марсу в 2018 году двух астронавтов - "Inspiration Mars" (Вдохновение Марс) .


  Для реализации проекта нужны лишь деньги, космический корабль, ракета с пусковым комплексом и два добровольца, готовых совершить смелое путешествие к Марсу и обратно суммарной продолжительностью 501 день.


    Денис Тито основал некоммерческий частный фонд с одноимённым названием. "Отправка людей в экспедицию к Марсу станет определяющим событием для всего человечества, а также источником вдохновения для нашей молодежи", - утверждает команда энтузиастов проекта в своем технико-экономическом обосновании.
  Современные средства коммуникаций позволят всем людям Земли стать сознательными участниками этой миссии, что сделает её самой привлекательной в современной истории. Миссия будет решать самые принципиальные технические задачи, стоящие перед человечеством, изучающим космос, сохраняя астронавтов живыми и деятельными в глубоком космосе.
    Цель проекта - использовать редкое взаимное расположение Земли и Марса для отправки корабля по так называемой траектории пассивного возвращения, по существу пилотируемого бумеранга, облетающего соседнюю планету и возвращающегося домой без необходимости что-либо делать для этого. Но не будет никакой возможности прервать миссию после отправления с земной орбиты, и лишь собственными усилиями астронавты смогут устранять проблемы, которые могут возникнуть во время путешествия.


    Taber MacCallum, являющийся главным техническим директором проекта Вдохновение Марс (а также генеральным директором компании Paragon Space Development Corp.), сказал, что это тот "вид риска, который Америка всегда использовала, чтобы получить возможность чего-то достичь".
    "Мы уже давно не делаем ничего такого" - сказал он. "Мы уклоняемся от риска. Я думаю, серьёзно рассматривая эту миссию, что она изменит шкалу приемлемости таких рисков для Америки ". Надежность замкнутой системы жизнеобеспечения, ограниченные знания о космических излучениях и высокая скорость возвращения - вот три наиболее рискованных пункта этой миссии, сообщил чиновник.


   Специалисты проекта "Вдохновение Марс" использовали в качестве модели частный космический корабль Дракон , разрабатываемый фирмой Элона Маска Space Exploration Technologies (SpaceX), и обнаружили, что миссия выполнима.
    Стартуя 5 января 2018 с помощью мощной ракеты, такой как существующая Delta 4-Heavy или разрабатываемая в настоящее время компанией SpaceX - Falcon Heavy, 10-тонная капсула (с пристыкованной надувной обителью астронавтов Бигелоу) должна покинуть Землю и отправиться в первое межпланетное путешествие к Марсу.
    Оно займет 227 дней на перелёт через межпланетное пространство, не боясь опасности радиации, длительного воздействия микрогравитации, устранению аппаратных сбоев и психологического воздействия бытия взаперти в тесном корабле так долго.


    Перевозка всей воды и кислорода в больших резервуарах будет невозможна, так что экипаж будет пить ту же воду и дышать тем же кислородом снова и снова, используя переработку мочи, пота и очистку углекислого газа. Там не будет необходимости выхода в открытый космос, а контроль будет доверен астронавтам, и в значительной степени автоматическим системам космического корабля.
    Около 1360 килограмм обезвоженной пищи, чтобы кормить экипаж полтора года, будет загружено на борт корабля, который будет размером с небольшой трейлер.


    Фонд говорит, что не будет следовать всем строгим стандартам NASA для воздуха и качества воды. И они будут полагаться на физические возможности экипажа, чтобы сделать ремонт по мере необходимости во время похода.
    Тито предполагает самофинансирование проекта в течение первых двух лет, обеспечивая прочную основу, пока внешняя финансовая поддержка может быть найдена и вложена в миссию. Инженерная проработка по "критически важным пунктам" началась в прошлом месяце. Если стартовое окно в 2018 году будет упущено, следующая возможность для полёта по траектории пассивного возвращения представится только в 2031 году. Окно 2031 года уже не будет совпадать с периодом минимальной солнечной активности.
    Тито, сейчас 72 года, он имеет степень магистра в области технических наук и работал в раннем возрасте в Лаборатории реактивного движения, проектируя траектории для облета Марса и Венеры с использованием автоматических зондов Mariner. Затем он создал инвестиционную компанию, с которой заработал свои миллионы.


    Он хочет, чтобы экипаж состоящий из двух человек средних лет (желательно супружеская пара) отправился в путь, выводящий человеческие экспедиции на МАРС за рамки пустых разговоров, превратив их в реальные действия.
  Джонатан Кларк, бывший специалист NASA, жена которого, Лорел Кларк, погибла в катастрофе 2003 шаттла Columbia, сказал, что для формирования экипажа будут использоваться исчерпывающие процедуры отбора с учётом состояния здоровья, технической компетентности и психологической устойчивости кандидатов.
    Добровольцы должны будут принять личные риски такого путешествия, в том числе риск развития рака от радиации, который по статистике NASA не превышает 3%.


   "Таким образом, реальной проблемой здесь является понимание риска в обоснованных пределах. Экипаж должен понимать это. В конечном счете, это будет решение на основе осознанного согласия", - сказал Кларк. 2018 - 2019 годы, однако, будут совпадать с 11-летним минимумом солнечной активности, говорится в сообщении Фонда.
    Тем не менее, дуэт подарит человечеству первое приключение за пределами орбит Земли и Луны, со времён полётов Аполлонов в 1969-1972 годах. "Когда народы смело следуют возможностям, заключённым в любопытстве и стремлении к технологическим инновациям, они развиваются, процветают и становятся лидерами. И это то, что делает нацию великой", - говорит Денис Тито.
    "Космические исследования являются важнейшим катализатором для нашего будущего роста и процветания" - добавил он. "Это - миссия Америки, которая даст импульс, знания и опыт для следующей великой эпохи освоения космоса. Она будет поощрять, ободрять и вдохновлять следующие поколения исследователей продолжать свою судьбу с помощью стандартов STEM образования ".
    Не желая раскрывать свои расходы и стоимость мисси в целом, Тито сказал, что проект будет стоить намного меньше, чем ранее озвученные оценки марсианских экспедиций, но больше чем любой орбитальный полёт. "Проект использует архитектуру низкой околоземной орбиты, и мы просто вытягиваем её, по сути, в очень большой эллипс, выходящий довольно далеко," - сказал Тито. "Но вы действительно отправляете эту миссию без маршевого двигателя на корабле, поэтому она имеет самую простую форму".  


   Достигнув Марса 21 августа 2018 года, корабль пролетит позади планеты над ночной стороной Марса в момент наибольшего сближения с ним, после чего корабль направится домой в 274-дневный круиз без каких-либо маневров и включения маршевого двигателя.
    Затем корабль врежется в атмосферу Земли на ошеломляющей скорости - 14,2 км/с, и это беспрецедентная скорость для пилотируемых космических кораблей. Никто и никогда не возвращался из космического полёта на Землю с такой скоростью.


  Фонд подписал Соглашение с Ames Research центром NASA в Калифорнии, чтобы разработать тепловой экран, способный выдержать огненный шквал во время посадки на Землю. Создатели корабля могут использовать наработки по: кораблю Dragon, капсуле CST-100 от Boeing, и, возможно, Orion компании Lockheed Martin. Надувные модули Бигелоу или грузовые модули Cygnus кораблей снабжения могут быть добавлены в состав корабля, для расширения жизненного пространства экипажа.
    Джун Скоби, вдова астронавта НАСА Фрэнсиса (Дика) Скоби (командира шаттла Challenger в его последнем полёте), поддержала проект Вдохновение Марс, на его презентации 27 февраля 2013 года в Вашингтоне, округ Колумбия. На снимке Деннис Тито, руководитель проекта, смотрит на Джун Скоби во время её выступления.   




     Разработчики рассматривают суммарный объём корабля с модулем в 34 кубических метра, половина из которых будут заполнены продуктами питания, емкостями для воды, снаряжением жизнеобеспечения и запасных частей. В распоряжении экипажа будет около 17 кубических метров жилого объёма.
    Посадка будет 21 мая 2019, ровно за 2 месяца до 50-летия первой прогулки человека по Луне (Нил Армстронг и Базз Олдрин) и через 500 лет с тех пор как Фердинанд Магеллан отправился в первую экспедицию вокруг Земли.
    "Есть много вариантов и путей, чтобы добиться этого", - сказал MacCallum. "У нас есть без исключения лучшая производственная база в мире. Давайте продемонстрируем это. Давайте сделаем эту миссию".

    Исходная  статья  Джастина Рэя.  Сайт  проекта. Его технико-экономическое обоснование.



footer