Starship HLS - пагубный морок*,
NASA пора от него избавиться !

                      Сколько топлива нужно Звездолёту для взлёта с Луны?
                      Используем формулу Циолковского:   V = I * ln( M/m )  ,
                      где:  V = 1,73 км/с;  I = 3,68 км/с ;  M = ?;  m = 120 т.
                      Откуда M = 192 т.  Масса топлива для взлёта 192-120 = 72 т.
                      Суммарная тяга 6 Рапторов:  3290 * 6 = 19740 кН
                      Из формулы:  F = m*a    где m = 192000 кг
                      найдём ускорение при взлёте а = 102,8 м/сек кв.

То есть Starship HLS может взлетать с Луны с перегрузкой 10,5 g. А кому это надо? Астронавты Аполлонов взлетали с Луны с перегрузкой 0,7 g. Это в 15 раз меньше, но им этого было вполне достаточно. Неужели эксперты NASA, отдавшие Звездолёту победу в конкурсе HLS не умеют считать? Для доставки людей на Луну такой монстр не нужен!

52-метровая каланча на Луне выглядит просто глупо. Зачем тащить на Луну топливные баки на 1200 тонн топлива, если метана на Луне нет? А топливо для взлёта с поверхности это
(как мы посчитали выше) всего лишь 6% от 1200 т.
Зачем тащить туда 6 двигателей суммарной массой 10 тонн, если для взлёта с Луны тяга и одного Раптора избыточна? Помните как эти 6 двигателей расположены? Ни один из шести двигателей не находится на оси Звездолёта.



Звездолёт перед взлётом с Луны весит 312 кН, а тяга даже одного Раптора 3290 кН (в 10 раз больше). Звездолёту для взлёта с Луны (и для посадки на неё) нужны другие двигатели, с тягой раз в 50 меньше. Отсюда следует однозначный вывод:
Для высадки людей на Луне Starship HLS в его нынешнем виде непригоден!

Чем можно объяснить маниакальное стремление Маска унифицировать лунный и марсианский лендеры? Вот исходные данные для полётов на Луну и на Марс:

1) Гравитация на Марсе в 2 раза сильнее, чем на Луне.
2) Полёт до Марса занимает в 30 раз больше времени, чем до Луны.
3) У Марса есть атмосфера, а у Луны её нет.
4) На Марсе есть метан, а на Луне, его нет.
5) Сутки на Марсе в 28 раз короче чем на Луне.
6) Задача колонизации актуальна лишь для Марса.

Как видим нет никаких объективных предпосылок для унификации лунного и марсианского лендеров! На Луне и Марсе не только условия абсолютно разные, но и планы их освоения различны. Поэтому идея унификации лендеров для них глубоко порочна в самой своей основе.  Почему любого врача, который станет предлагать больным одно и то же лекарство от разных недугов сразу лишат лицензии, а к Илону Маску другое отношение? Он ведь предлагает тоже самое!


Люди, которые задачу возвращения Америки на Луну привязали к гораздо более сложной задаче создания полностью многоразового сверхтяжёлого носителя, оказали Америке медвежью услугу! Именно эти люди виновны в том, что Китай теперь имеет реальные шансы высадиться на Луне раньше США. Эти люди должны быть с позором уволены из NASA.

Что теперь делать NASA? Как спасать Артемиду? Предлагаю требовать от SpaceX разделить Starship HLS на 2 части: верхнюю - кабину экипажа или лунный лендер (ЛЛ) и нижнюю - ракетную ступень, вначале выполняющую маневр TLI (транслунную инъекцию), затем по прибытии к Луне выполняющую торможение для перехода на ЛО, а после пересадки астронавтов из Ориона на борт ЛЛ окончательно производящую торможение для спуска с орбиты на поверхность Луны. Перед самым моментом посадки ЛЛ на Луну ракетная ступень должна отделяться. Ступень с помощью надувных подушек падает на поверхность горизонтально и может в будущем использоваться для строительства лунной базы, а кабина вертикально опускается на Луну с помощью собственных двигателей. 

Для создания разъёма между кабиной лунного Звездолёта и его нижней частью в принципе всё готово. Кабине нужна герметичность, а ракетной ступени она не нужна, поэтому между ними уже существует герметичная стенка, возле которой и напрашивается  разъёмное соединение двух частей лунного Звездолёта.



В качестве двигателей для ЛЛ можно использовать двигатели SuperDraco, расположенные в его верхней части, чтобы не поднимать пыль во время посадки и не нуждаться в газоотводах во время взлёта с Луны. При этом отсек полезной нагрузки окажется прямо над поверхностью Луны и никаких лифтов тащить на Луну не придётся. Кроме того, в устойчивости такого лендера на Луне уже не может быть никаких сомнений. Все детали пазла встают на свои места. 

Вес ЛЛ при взлёте с Луны (при сухой его массе 50 т. и массе топлива для взлёта - 56 т.) 172 кН. Четырёх двигателей SuperDraco (с тягой 73 кН каждый) будет вполне достаточно для взлёта с Луны.  Второй комплект таких двигателей
можно установить как резервный, тогда двигателей станет 8, как у корабля Dragon v2. Как видим ЛЛ способен доставить на Луну ПН массой около 50 т.  Этого вполне достаточно для выполнения любых задач Артемиды. Чтобы снять тяжкое бремя многоразовости предлагаю заправлять Starship HLS одноразовыми танкерами. Их потребуется гораздо меньше. Тем самым задача возвращения на Луну станет отвязана от решения сложной задачи создания полностью многоразового сверхтяжа, а потому может быть решена быстрее.

Если приведённых аргументов в пользу такого решения недостаточно, можно привести и другие. Так программа Artemis, после победы Звездолёта в конкурсе HLS, явно страдает гигантизмом. Взгляните на картинку ниже. На ней изображены 3 лунных лендера в одинаковом масштабе. Лично я не могу смотреть на её верхнюю часть без отвращения. Ну нельзя же так бессовестно глумиться над здравым смыслом!

Вариант ЛЛ, изображённый справа внизу картинки, вернёт Артемиде здравый смысл и уже поэтому он лучше того, который Илон Маск с упрямством, достойным лучшего применения, пытается реализовать в настоящее время. Как использовать Starship HLS после того как астронавты для возвращения на Землю покинут его перейдя в корабль Орион? Вряд ли есть смысл стыковать этого монстра с орбитальной станцией GateWay, а вот ЛЛ и для такой цели годится лучше.

Китай уже закончил первый этап испытаний Лань Юэ и не станет ждать пока SpaceX закончит создание полностью многоразового носителя сверхтяжёлого класса, а потом ещё и научится заправлять Starship на НОО для путешествий в дальний космос.  В ближайшее время у Китая появится свой сверхтяж, двупуском которого он легко высадит своих хантяньюаней на Луне, выиграв вторую лунную гонку в истории человечества. Кстати, помните как устроен китайский лунный лендер Лань Юэ? 



У него внизу находится тормозная ступень, которая сбрасывается возле поверхности
перед самой посадкой. Мудрые китайцы давно поняли преимущества такой схемы посадки пилотируемого лендера на Луну. Так неужели Илон Маск глупее китайцев? На Луну должна садиться лишь КАБИНА лунного Звездолёта, а его нижняя часть сбрасываться на Луну перед посадкой! Мысленно поставьте рядом два лендера и честно ответьте себе на вопрос: который из них достоин воплощения в реальность?


НАСА уже потеряло 4,5 года, довольствуясь макетом стыковочного узла (для пересадки астронавтов из Ориона в Звездолёт) и макетом лунного лифта, а также молча наблюдая как Илон Маск на деньги Артемиды создаёт марсанский (а вовсе не лунный) Starship. Недавно Илон с апломбом заявил: "SpaceX движется со скоростью молнии..."!  Ну как вам это нравится? Он же провалил все сроки по созданию лунного Звездолёта, не смог за 54 месяца даже его полноразмерный макет построить, но продолжает излучать уверенность в успехе возвращения Америки на Луну. На месте временного администратора НАСА (Шона Даффи) я бы не просто вернул в контракт HLS конкуренцию, а отменил бы и сам результат конкурса HLS. Не нужна на Луне гигантская каланча с пустыми (на 94%) топливными баками и шестью бессмысленными Рапторами. Или Маск приведёт конструкцию лунного Звездолёта в соответствие с задачами Артемиды или пусть его Звездолёт летит на Марс, для чего он изначально и задуман.



* Морок - это иллюзорное восприятие реальности,  создаваемое магическим воздействием (оморочкой). Это состояние искажает восприятие человека, подавляет его волю и блокирует здравомыслие, вводя в заблуждение. Маск оморочил NASA идеей фейковой "универсальности" своего Звездолёта, а в NASA не нашлось людей, способных его магии сопротивляться.


footer